Их рабочим рукам покорялось пространство и время

Я не хочу судьбу иную,
Мне ни на что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.

Одно из старейших промышленных предприятий Эстонии, Таллиннский машиностроительный завод этой весной отмечает свое 155-летие. В советское время он являлся крупнейшим в своей области предприятием республики, продукция которого пользовалась известностью во всем Союзе и за рубежом. В лучшие годы в заводских цехах трудились более двух тысяч рабочих.

Времена изменились, и когда Эстония вновь стала независимой, завод из государственного превратился в частное предприятие. Поменялся профиль его производства, поменялись люди, на нем работающие. Сегодня оставшиеся цеха переведены из Копли на другую территорию на противоположный конец города, и лишь название трамвайной остановки, рядом с которой долгие годы находилась заводская проходная, говорит о том, что здесь стоял завод Крулля, так его называли когда-то по имени основателя Франца Крулля.

Предприимчивый немец из Любека начинал в Нарве, где в 1865 году открыл мастерскую по выпуску оборудования для винокурен. Через 10 лет, разбогатев, он перебрался в Ревель и основал небольшой заводик. Производство расширялось, и в 1899 году Франц Крулль приобрел в Копли участок для строительства уже большого завода. Именно с этим местом и будет связана вся будущая история завода Крулля, который после войны станет известен как Таллиннский машиностроительный завод.

Мирно жили, пятилетки делали

Совет ветеранов Таллиннского машзавода Сидят: Елена Новикова, Георгий Ренин, Галина Васильева, Иван Васин, Альма Куллеркупп Стоят: Игорь Сенюшкин, Василий Кизилов, Юрий Утгоф, Александр Базиров, Калью Миккивер, Пеэтер Коткас, Галина Виик, Анатолий Сербин

Остается немало тех (сегодня все они пенсионеры), кто помнит послевоенную историю завода, когда он являлся предприятием всесоюзного подчинения и когда за заслуги перед государством и обществом в области производства Таллиннский машзавод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Несколько лет назад эти бывшие работники завода создали свой Совет ветеранов, (своего рода трудовое братство), который организует их совместные встречи. Всем им хочется, чтобы память о Таллиннском машиностроительном заводе жила как можно дольше. Об этом журналисту издательства «Инфоринг» рассказал председатель Совета ветеранов завода Игорь Сенюшкин, который заводскую жизнь помнит со школьных лет, ведь на заводе трудился еще его отец.

«Мой отец работал на заводе с 1953 года, — начал Сенюшкин. — Я учился в подшефной заводу школе и жил на улице Нису в доме, построенном для работников завода. Напротив дома находился стадион, тоже находившийся на балансе Таллиннского машиностроительноого завода, и все мое детство прошло на этом стадионе, этой улице и заводе. Бывало, я ночевал там, в старой деревянной конторе, когда отец брал меня с собой на ночное дежурство».

По словам собеседника, для большинства работников машзавод был единственным местом их работы, и они работали на нем всю жизнь. Когда вырастали дети, они тоже приходили работать на «Машинку» (так рабочие по-доброму называли свой завод). Создавались рабочие династии, которых на заводе было более сорока — братья, жены, дети, у некоторых чуть ли не внуки работали: Малышевы, Корневы, Туулинги, Варма, Соловьевы, Цветковы, Костяные, Захаровы, Васильевы и многие другие.

Выпускавший до войны самую разную продукцию — узкоколейные паровозы, холодильное оборудование, сельскохозяйственный инвентарь, оборудование для сланцедобывающей и сланцеперерабатывающей промышленности — завод в послевоенное время был ориентирован на восстанавление хозяйственной жизни в Эстонии. Выполнялись заказы для возобновления работы шахт, сланцевой промышленности, электростанций, промышленных предприятий, мостов.

В 1945 году завод, в силу его универсального профиля, перевели во всесоюзное подчинение. Его основной специализацией становится продукция для сланцехимической промышленности. Когда однажды в конце 40-х над заводом вдруг возникла нефтяная вышка, местные жители стали задаваться вопросом: «Не нашли ли в Копли нефть»? Оказалось, вышку изготовили для другой республики.

«Золотое время»

Вагон-домик (продукция завода до 1963-го года)

Известный после войны как «Пунане Крулль» («Красный Крулль»), завод в 1949 стал именоваться «Таллиннский машиностроительный завод». В свои «золотые», начиная с 1963-го, годы он выпускал аппараты воздушного охлаждения для газо- и нефтепроводов и делал это вплоть до распада СССР. Для их производства были задействованы несколько всесоюзных научно-исследовательских институтов, разработано и изготовлено специальное оборудование. Такие аппараты шли и на экспорт — в страны Азии, Африки, Южной Америки и Европы.

Собрание в заводском клубе (на стене — галерея Почетных работников и орденоносцев)

Тогда же, в 60-е годы, завод стал подчиняться Министерству химического и нефтяного машиностроения СССР и выполнял его заказы. Продукция завода включала в себя также сельскохозяйственные машины и вагоны-домики для строителей. В позднее советское время Таллиннский машзавод славился своими товарами народного потребления, среди которых были печки для финских бань, подкрыльники легковых автомобилей, бачки для кваса и домашнего пива, веерные грабли.

В 70-е годы предприятие стало носить имя эстонского революционера, первого председателя Совета народных комиссаров ЭССР Йоханнеса Лауристина. В середине десятилетия на заводе ввели в строй самый большой в республике цех стального литья. До этого работал чугунолитейный цех, в котором были отлиты городские памятники, до сих пор украшающие эстонскую столицу: фонтан «Мальчик с рыбой» (1947 год), памятник эстонскому писателю Фридриху Крейцвальду (1957 год), памятник жертвам расстрела 1905 года (1959 год). Еще один памятник — матросу Евгению Никонову, погибшему при обороне Таллинна (1960 год) — сегодня можно увидеть в филиале Эстонского исторического музея замке Маарьямяэ. В Тарту находится памятник «Полоцкий князь Вячко и сын Лембита Меэлис» (1956 год), тоже отлитый на Таллиннском машиностроительном заводе.

Можно вспомнить также участие завода в подготовке к Олимпийской регате 1980 года. В заводских цехах изготавливались ограждение Морской набережной и арматуры светильников, установленных от памятника «Русалка» до Центра парусного спорта в Пирита. Было произведено оборудование для нового городского аэропорта и сделаны конструкции для Таллиннского горхолла.

После пожара в церкви Нигулисте в сборочно-сварочном цехе завода быстро и качественно изготовили новый шпиль церкви и в 1983 году его установили. В 1986 году Таллиннский политехнический институт в честь своего 50-летия решил подарить городу пешеходный мост. Его тоже сделали на Таллиннском машиностроительном заводе.

Испытание на прочность

 «Отец проработал на заводе в общей сложности больше 40 лет, — продолжил Игорь Сенюшкин, — прошел путь от подручного сталевара до заместителя начальника сталелитейного цеха. Когда вышел на пенсию, работу не оставил, и только в начале 90-х перестал на нее ходить, да и то лишь после того, как его вынесли с завода с инфарктом. Сам я пришел туда после окончания Таллиннского политехнического института в 1976 году».

Группа ветеранов у памятника работникам завода «Пунане Крулль», погибшим в годы Второй мировой войны

Как признался собеседник, сомнений по поводу того, куда идти работать, не возникало, на заводе он всех знал. С курса их таких было двое. Пришли в одно бюро, отдел автоматизации и механизации, работа интересная: то, что чертили, тут же изготавливалось для нужд завода. Регулярно писали рационализаторские предложения.

На заводе со вниманием относились ко всем своим работникам: у заводчан имелись свои базы отдыха, им выделялись профсоюзные путевки в санатории Советского Союза, квартиры, функционировала заводская поликлиника, была своя коммунальная служба и свои детские сады. Работало множество спортивных секций и кружков художественной самодеятельности. Заводское начальство думало и о будущих кадрах, для чего в Мустамяэ в 80-е годы было построено межзаводское профтехучилище. Вот почему все, кто работал на Таллиннском машиностроительном заводе до сих пор тепло вспоминают прошедшие годы.    

«Я проработал на заводе 16 лет — рассказал Сенюшкин, — и покинул его, когда Советский Союз начал разваливаться, отец ушел 3 года спустя. Кто-то продолжал работать до начала двухтысячных или еще дольше. Директора завода менялись, так же, как и его хозяева, которые не раз объявляли о своем банкротстве. Долгое время у меня оставались на заводе друзья, товарищи, коллеги. Но связи становились все слабее, чаще встречались уже не на днях рождения, а на похоронах. И вот, в 2013 году нашлись два инициатора — Михаил Калашников, бывший начальник производства, и Иван Васин, начальник отдела кадров, — которые предложили собраться и создать Совет ветеранов завода. Думали, будет человек 80, а пришли 130. Люди, не видевшиеся 10-15 лет, обнимались, целовались, плакали».

У памяти свои законы

С того времени члены Совета регулярно собираются на своем прежнем «рабочем» месте по адресу Копли-70А (спасибо нынешнему директору предприятия, известному как OÜ Tallinna Masinatehas, Вадиму Мартынову). До сих пор также на своем месте там стоит памятник рабочим завода, погибщим в годы Второй мировой войны. А вот музей восстановить уже не удастся, а ведь был один из лучших заводских музеев в республике. Им занимался заводчанин Ханс Крийва. Экспонаты, которые он собирал, рассказывали о славной истории предприятия.

Сегодня многие из них невозвратно потеряны. Например, Орден Трудового Красного знамени, которым был награжден завод, оказался в руках частных коллекционеров. Долгое время не знали, где находится бюст Лауристина, и лишь недавно обнаружили его на территории замка Маарьямяэ, даже не в запасниках, а в каких-то подсобных помещениях среди старой рухляди. Неизвестно, увидят ли его когда-нибудь посетители замка.

В 2015 году бывшие заводчане торжественно отметили 150-летие Таллиннского машиностроительного завода, бывшего Крулля, выпустив к этой дате памятный альбом (опять же, спасибо OÜ Tallinna Masinatehas). Праздновали в Центре культуры «Линдакиви», куда пришли 300 человек. Мероприятие организовал Совет ветеранов завода. Уже четыре года Совет отмечает юбилеи своих членов. Ветераны, которым за 80, получают подарки на Рождество.

Официально, как недоходное объединение, Совет ветеранов Таллиннского машиностроительного завода оформился два года назад и стал именоваться MTÜ Tallinna Masinatehase Veteranid. Членами его правления стали Вадим Мартынов (директор OÜ Tallinna Masinatehas), Игорь Сенюшкин (председатель правления Совета) и Михаил Соколов (один из самых «молодых» ветеранов).

К сожалению, время никого не щадит, и в мир иной ушли «зачинатели» ветеранского движения Михаил Калашников, Леонард Виик, Михаил Шлеймович, Михаил Бильдин. Но как и прежде работают, находя время и силы, Иван Васин, Галина Васильева, Галина Виик, Василий Кизилов, Георгий Ренин, Елена Новикова, Татьяна Арно, Альма Куллеркупп, Юрий Утгоф, Сергей Беляев, Владимир Суур, Валерия Паст, Александр Костяной, Александр Базиров, Анатолий Сербин, Владимир Сраженский.

 «К нынешнему юбилею — 155 лет — мы готовились задолго и к марту у нас уже все было готово, — признался Сенющкин. — Мы отпечатали памятные удостоверения ветеранам завода, заказали юбилейные значки, футболки с логотипом нашего предприятия. Снова забронировали зал «Линдакиви», рассчитывая, что придет 150 человек. Запланировали концерт, праздничный стол. К сожалению, начавшаяся пандемия сломала все задуманное, и свой праздник мы отложили до осени».

Нет сомнений в том, что заводчане выполнят намеченное и в очередной раз окажутся на высоте. Мы же, не дожидаясь осенних дней, поздравим всех сейчас: крепчайшего здоровья вам, ветераны, молодой души, живите счастливо и радостно, невзирая на годы.

Александр Айсберг
03.2020.