Сто пятьдесят пять лет со дня основания – дата, пожалуй, не самая «круглая», но от этого – не менее почтенная и почетная.
А уж в качестве повода поговорить об истории одного из старейших промышленных предприятий Таллинна в советский период его биографии – самая что ни на есть подходящая.
Тем более, если речь идет о предприятии с необычной судьбой – Таллиннском машиностроительном заводе. TMT – или просто «Машинке» как называли его те, кому довелось на нем трудиться.
Самые уважаемые из таллиннских старожилов помнят: когда-то завод назывался «Пунане Крулль». А еще раньше – просто носил имя своего основателя – Франца Крулля.
О том, основанном в далеком 1875 году предприятий в последние годы было немало. Что же касается более близкого к современности отрезка его истории – то здесь, увы, хватает белых пятен.
Для того, чтобы по возможности ликвидировать их, стоит мысленно вернуться на три четверти века тому назад – в день 5 июня 1945 года, когда предприятие было переименовано в Завод №9 Главгазпрома.
Через год верховный совет ЭССР принял Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства.
Профиль производства предприятия был определен: производство оборудования для переработки сланца.
Предпосылки к тому имелись – хотя говорить о них открыто в те времена было, не слишком уместно: еще в годы нацистской оккупации здесь планировали создать завод, выпускающий оборудование для выработки эрзац-бензина.
Продукцию заводу доводилось выпускать не только для Северо-Востока Эстонии, но и для других регионов Советского союза. Например – для газопровода Ставрополь-Москва. Или – для Щекинского газового завода в окрестностях Тулы.
В 1948 году завод перешел в подчинение Министерства нефтяной промышленности СССР и в номенклатуре его изделий основной акцент был сделан на производство специального оборудования именно для этой отрасли народного хозяйства.
В частности, начался выпуск буровых вышек, способных проводить поиск залежей нефти на глубине до трех с половиной тысяч метров – продукция эта пользовалась большим спросом как на внутреннем рынке, так и в социалистических государствах.
Прежде, чем начать массовый выпуск не просто новой – невиданной доселе в Таллинне и Эстонии продукции, первую изготовленную на заводе буровую вышку смонтировали в полный рост непосредственно на территории предприятия.
Газете «Õhtuleht» даже пришлось опубликовать в 1948 году заметку: нефть в окрестностях улицы Копли, разумеется, не ищут: конструкция собрана исключительно с демонстрационными целями…
Название, существующее и поныне, предприятие получило через год, официально став Таллиннским машиностроительным заводом.
К тому времени его работники – опять-таки, первыми в Эстонии – освоили литье десяти легированных марок стали, внедрили автоматическую ацетиленово-кислородную резку металла и сварку под слоем флюса.
Узкоспециальные технологические термины далекому от металлообработки таллиннцу говорят мало. Куда больше об успехах предприятия говорит неуклонно возрастающая номенклатура выпускаемой продукции – что важно, высшего качества.
В первое же послевоенное десятилетие Таллиннский машиностроительный завод освоил выпуск легированной стальной арматуры, пропеллерных насосов, моторных задвижек, котлов, автоцистерн, запчастей для сельскохозяйственной техники.
На подходе была общесоюзная кампания по освоению целинных земель. Завод на улице Копли откликнулся на нее выпуском комплектующих для газопроводов и гидроэлектростанций Казасхстана, Поволожья, Урала, Сибири, Дальнего Востока.
Освоили таллиннские машиностроители выпуск и еще одной продукции – жилых вагонов-домиков: пользовались они популярностью у целинников, а также у работников практически всех, как было принято говорить, «общесоюзных строек»
Вагончики-бытовки на каком-то этапе стали едва ли не самой массовой продукцией предприятия: наладив поточное производство, в день их выпускалось по пять-шесть штук, а в октябре 1963 года был торжественно отмечен выпуск двухтысячного из них.
Не оставался в тени и выпуск штучной, уникальной, профильной продукции. Из цехов завода выходили двухсоттонные мачты для монтажа нефтепроводов, дробилки сланца, новые типы кристаллизаторов для нужд нефтяной промышленности.
На Таллиннском машиностроительном было изготовлено не имевшее аналогов оборудование для опытной базы Академии наук ЭССР и единственная в стране парафиноразливочная машина для Грозненского нефтезавода.
В том же 1963 году здесь начался выпуск АВО – аппаратов воздушного охлаждения. В скором времени они прославили завод далеко за пределами Эстонии и всего СССР, став одной из основных статей производства.
Свой столетний юбилей сорок пять лет тому назад Таллиннский машиностроительный завод отмечал с размахом.
Повод для гордости имелся: были возведены новый инженерный корпус, цех аппаратов воздушного охлаждения, реконструированы транспортный цех, сталелитейный цех, центральный склад вагоностроительного цеха.
И если присвоение предприятию накануне знаменательной даты имя первого председателя совнаркома ЭССР Й. Лауристина можно счесть данью эпохи, то золотая медаль Лейпцигской ярмарки-72 – реальным признанием заслуг.
Да и как могло быть иначе: продукция «Машинки» экспортировалась не только в страны-сателлиты Восточной Европы, но и в Египет, Иран, Ирак, Сирию, а также – в Финляндию, Францию, Норвегию – всего в двадцать два государства!
К концу восьмидесятых годов прошлого столетия оборудование, выпускаемое Таллиннским машиностроительным заводом, покрывала треть общей потребности нефтегазовой промышленности всего Советского союза – от Камчатки до Балтики.
Менее очевиден вклад предприятия в…архитектурный облик Эстонии – однако именно на ТМТ были изготовлены металлоконструкции главного купола для обсерватории в Тыраевере, а для стройки гостинцы «Виру» – трубчатые толстостенные конструкции.
Участвовал завод и в подготовке к таллиннской олимпийской регате-80. В его цехах изготавливалось оборудование для оголовка маяков, ограждение Пиритаского променада и арматуры светильников от памятника «Русалке» до здания яхт-центра.
Здесь же производилось, впрочем, оборудование для нового, «олимпийского», терминала таллиннского аэропорта, а также – несущие металлические конструкции для Дворца культуры и спорта имени Ленина – нынешнего горхолла.
Подобно прочим предприятиям той поры, Таллиннский машиностроительный выпускал и товары широкого потребления: печи для дачных саун, отопительные конвекторы и даже – бачки для домашнего пивоварения.
Автолюбителям же со всех бескрайних просторов Советского Союза не понаслышке была знакома такая продукция предприятия, как крылья для легковых машин «Москвич» и «Жигули».
На 1 января 1979 года численность работников предприятия составляла 2058 человек. По численности работающих он входило в первую десятку машиностроительных заводов ЭССР.
Как было принято при советской модели экономики, завод владел собственными пионерскими лагерями и базами отдыха. А также – строил для своих работников жилые дома.
О былых флагманах промышленности времен Эстонской ССР принято писать, как правило, почти исключительно в прошедшем времени.
Таллиннский машиностроительный завод – счастливое исключение: предприятие Tallinna Masinatehas OÜ – ТМТ, основанное в 2012 году, считает себя приемником былой «Машинки».
Численность работников его, конечно, несопоставима с данными сорокалетней давности, но и поныне ТМТ стремится удерживать позиции ведущего производителя аппаратов воздушного охлаждения в Балтийском и Северном регионах.
Отмечая полуторавековой юбилей, предприятие сообщало: около девяноста процентов изготавливаемой им продукции поставляется на российский рынок, благодаря чему используется оно при экспорте почти трети потребляемого Европой газа.
Как обстоят дела на сегодняшний день, в условиях пресловутых «санкционных войн» — сказать сложно. Но хочется пожелать, чтобы все у одного из старейших и славных таллиннских предприятий было хорошо – сегодня и всегда.
Йосеф Кац
Josef.kats@tallinnlv.ee
20.03.2020